Психологическая модель игрока
Модель, что в переводе с французского означает «образец», представляет собой мысленное создание предполагаемого объекта. Модели личности спортсмена создаются для того, чтобы представить тот комплекс качеств личности, который способствует успешности профессиональной деятельности.
В соответствии с такой схемой на практике осуществляется многоэтапный отбор спортсменов и их многолетняя подготовка.
Предлагаемая нами психологическая модель игрока в настольный теннис состоит из трех блоков: мотивационного, интеллектуального и эмоционального. Структура психологической модели представляет собою комплекс профессионально важных качеств теннисиста.
В мотивационном блоке основным является профессионально важное качество мотивации достижения. Оно начинается с интереса к игре как таковой, и к настольному теннису конкретно, а заканчивается осознанием огромной ответственности выступления за свой коллектив, город, регион, страну.
На каждом этапе спортивной подготовки спортсмен руководствуется целым комплексом мотивов достижения успеха, но какой-то мотив в каждый момент является ведущим. Тренер должен знать этот мотив, и опираясь на него, поднимать для спортсмена желанную планку достижений, и делать это на протяжении всей его спортивной жизни по иерархической цепочке мотивов «хочу» - «могу» - «должен».
Блок игрового интеллекта - это ядро психологической модели игрока в настольный теннис. Наши исследования выявили, что игровой интеллект как умение быстро и качественно перерабатывать информацию, является первоочередной предпосылкой успеха в настольном теннисе.
Первые два структурных элемента профессионально-важного качества игрового интеллекта - сенсомоторный и перцептивный характеризуют способность игрока к быстрому реагированию и наличию у него так называемого «чувства мяча». Все игроки высокого класса обладают ярко выраженными качествами реакции и чувства мяча, которые являются сплавом природных задатков и приобретенного опыта.
Следующие два компонента структуры игрового интеллекта мнемический и мыслительный характеризуют умение спортсмена ориентироваться в игровой ситуации, выделять в ней главное, быстро и правильно принимать технико-тактические решения. С повышением квалификации игрок от умения ориентироваться в непосредственной ситуации переходит к умению видеть на ход вперед, а затем и к вероятностному прогнозированию развития игровой ситуации на много ходов вперед.
Игровой интеллект предполагает и умение мыслить творчески, нестандартно.
Эмоциональная устойчивость как способность противостоять психическим сбивающим факторам соревнований является важнейшей составной характеристикой мастерства. Можно привести массу примеров, когда на тренировках спортсмен может выиграть у сильнейших, а на соревнованиях неизменно проигрывает слабейшим из-за эмоциональной неустойчивое™.
Эмоциональная устойчивость может быть по форме -моторной как устойчивость выполнения технико-тактических приемов в стрессовых условиях соревнований, сенсорной как способность «видеть поле» в сложной игровой ситуации, интеллектуальной - как умение навязывать свою тактику при жестком противодействии соперника.
Настольный теннис - стрессогенный вид спорта. Наряду с многими общими стреесфакторами в других видах спорта, он отличается тем, что ситуации успеха-поражения в матче могут меняться молниеносно, что предъявляет к качеству эмоциональной устойчивости особые требования.
В то же время наши исследования показали, что, к сожалению, даже ведущие теннисисты обладают низкой эмоциональной устойчивостью.
Для ее повышения нужны специальные мероприятия. Во-первых, это начальный отбор детей для занятий настольным теннисом с сильной и уравновешенной нервной системой, которая является физиологической основой эмоциональной устойчивости.
Во-вторых, нужно постепенно адаптировать игроков к сложным соревновательным условиям. И, наконец, необходимо целенаправленно мобилизовать личность спортсмена, что достигается путем психологического тренинга.
Наличие психологической модели позволяет спроектировать тот оптимальный комплекс профессионально важных качеств, который обеспечит постоянный профессиональный рост спортсмена и позволит ему добиться успехов в спортивной карьере.
Доктор психологических наук,
профессор СПб ГАФК им.
П.Ф. Лесгафта, мастер спорта
Любовь СЕРОВА
Источник: Журнал "Настольный Теннис"
|