Защитные удары
Подрезка справа До удара спортсмен занимает развёрнутую вправо позицию, правая ступня смотрит носком вправо, ступня левой ноги немного повёрнута вправо. Развёрнуты и плечи: правое плечо отведено для замаха вправо-назад и вверх; правое плечо перед ударом несколько выше левого. К моменту удара угол между плечом и туловищем составляет 35 градусов, угол сгиба руки в локтевом суставе - острый.
Замах выполняется, в основном, предплечьем вверх за счёт сгиба руки в локте, нос ракетки поднят вверх. Вообще предплечье в этом ударе выполняет роль ударного механизма, ускоренное движение предплечья, исполняемое за счёт энергичного разгибания руки в локте, напоминает удар молотком по шляпке гвоздя. Локоть опущен, но не прижат к телу.
В ходе удара кисть поворачивает (не переворачивает!) ракетку из положения, когда ракетка отклонена назад в почти горизонтальное положение, выполняя удар по нижней половине задней части и по нижней части мяча. Плечо движется вперёд из заднего положения и обеспечивает продвижение ракетки вперёд.
Туловище осуществляет перенос центра тяжести тела с правой ноги на левую, обеспечивая тем самым дополнительное продвижение ракетки вперёд и увеличивая ускорение. Правое плечо в конце удара впереди и ниже левого.
Чтобы удар подрезкой справа стал неприятным для противника, быстрым, острым, вынуждающим сыграть пассивно, надо соблюсти два условия: первое - удар выполнить строго перед туловищем спортсмена, второе - совместить по времени ускорение предплечья и перенос центра тяжести тела.
Последовательность вступления отдельных частей руки и туловища в удар та же: кисть, затем предплечье, плечо, туловище.
Если к моменту вступления в контакт мяча и ракетки угол между правым плечом и туловищем меньше 30 градусов, значит, спортсмен находится слишком близко к мячу и есть необходимость «отодвинуться» влево. Если к моменту вступления в контакт мяча и ракетки, угол между правым плечом и туловищем больше 60 градусов, или угол сгиба руки в локтевом суставе тупой, это означает, что спортсмен находится слишком далеко от мяча и есть необходимость переместиться вправо, приблизиться к мячу.
Подрезка слева
До удара спортсмен занимает позицию лицом к столу. Ступня левой ноги чуть-чуть повернута носком влево. Правое плечо несколько выше левого.
Правое плечо находится в ненапряжённом опущенном положении, почти касается туловища.
Отсутствие напряжения в плече легко проверить: если предплечье отставлено от туловища локтем вперёд, - значит, оно напряжено.
К моменту удара угол сгиба в локтевом суставе - острый. Обязательный замах выполняется, в основном, предплечьем, вверх, за счёт сгибания руки в локте, нос ракетки поднят при замахе вверх.
При ударе происходит интенсивное разгибание руки в локтевом суставе и продолжение движения кисти в направлении удара для придания мячу максимальной скорости и вращения.
Предплечье и в этом ударе выполняет роль ударного механизма, ускоренное движение предплечья придаёт мячу скорость, наступательный характер.
Кисть во время контакта мяча и ракетки поворачивает (не переворачивает!) ракетку из положения, когда она отклонена назад, в почти горизонтальное положение, выполняя удар по нижней половине задней части и по нижней части мяча.
Плечо движется вперёд из заднего положения и обеспечивает продвижение ракетки вперёд.
Туловище осуществляет перенос центра тяжести тела с сзади стоящей (как правило, левой) ноги на впередистоящую (как правило, правую) - обратите на это особое внимание!, обеспечивая тем самым дополнительное продвижение ракетки вперёд, увеличивая ускорение.
Правое плечо в конце удара впереди и ниже левого.
Разница в приеме подрезкой накатов и топ-спинов
Удар подрезкой слева неприятен для противника, быстр, остр при соблюдении следующих условий: первое - удар выполняется прямо перед игроком (как приходилось объяснять детям, прямо перед эмблемой на груди), а это требует серьёзной работы ног. чтобы при каждом ударе, в том числе и при отражении косых ударов влево, занять позицию прямо позади мяча; второе -совместить по времени ускорение предплечья (энергичное разгибание руки в локте) и перенос центра тяжесть тела.
Последовательность вступления отдельных частей руки и туловища в удар та же: кисть, предплечье, плечо, туловище. Если к моменту вступления в контакт мяча и ракетки мяч находится слева от спортсмена и спортсмен выпрямляет руку для отражения удара, это означает, что спортсмен должен переместиться влево. Если к моменту вступления в контакт мяча и ра кетки спортсмен для отражения удара вынужден отодвигать локоть вправо от туловища, это означает, что спортсмен дол жен переместиться вправо.
В современной игре защищающемуся приходится отражать два вида ударов, существенно различающихся по вращению: накаты и топ-спины.
Если наблюдение за действиями противника позволяет различать эти виды удара, или, если у противника накаты и топ-спины резко различаются по внешним параметрам, достаточную надёжность обеспечит выполнение подрезок разными частями ракетки: при приёме накатов - верхней половиной плоскости ракетки, при приёме топ-спинов - нижней частью плоскости ракетки, стараясь максимально (по пути на ракетке) удлинить удар и выполняя его, как бы, в форме резаного топ-спина.
Такой же удар, если так можно выразиться, «топ-спин наоборот», обеспечивает выполнение удара со сверхсильным нижним вращением (с чьей-то лёгкой руки получившего довольно жаргонное наименование «запил») и при приёме накатов, и в перекидке.
Подставка
Пассивный защитный приём. При этом ударе мячу не придаётся ни вращения, ни скорости. Но выполняется он, как правило, с полулёта, и уже одно это оставляет у противника немного времени для дальнейшей атаки.
Выполняется без серьёзного продвижения ракетки вперёд, без замаха и существенного поворота кисти (а, следовательно и ракетки). Используется запас энергии, приданный мячу ударными действиями противника.
Угол наклона ракетки вперёд подбирается опытным путём раздельно для каждого вида вращения"- отдельно для приёма накатов, отдельно для приёма топ-спинов, отдельно - для приёма подрезки. Даже для различных разновидностей накатов, топт спинов и подрезок необходимо подобрать свой угол наклона ракетки при выполнении ударов справа и слева подставкой.
Срезка (подрезка подрезки)
Этот внешне скромный приём техники очень сильно влияет на ход игры. Он позволяет сократить возможности атаки противника и даже полностью «отключить» атаку соперника.
Всякий раз, когда мне приходилось работать с командами или игроками самого разного уровня, я начинал именно с совершенствования этого удара, а не с каких-то чудо-подач или чудо-ударов.
Ударом этим пользуются и новичок, и чемпионы мира. И от качества выполнения срезки (подрезка подрезки, «кач») часто зависит, удастся ли противнику свободно действовать у стола.
Лучше всего выполнить удар по мячу как можно раньше, желательно с полулета или даже раньше, если так можно выразиться, с четвертьлета, буквально «соскрести» мяч, как только он касается поверхности стола.
Необходимо направить мяч как можно длиннее, желательно, чтобы мяч после отскока на стороне противника вылетал за стол, отгоняя тем самым противника от стола.
Удары выполняются, как и при обычной подрезке, за счёт активного замаха и разгибания руки в локтевом суставе предплечьем, но удар производится по нижней части мяча, ракетка полностью проходит под мячом.
Если выполнить все эти рекомендации, можно обеспечить сильное нижнее вращение.
Толчок
Полузащитный приём.
При этом ударе мячу почти не придаётся вращение, но большая скорость полёта мяча достигается за счёт энергичного разгибания руки в локтевом суставе.
Угол наклона ракетки во время выполнения удара также подбирается опытным путём, но замах выполняется всякий раз за счёт сильного сгибания руки в локтевом суставе.
Как и при всех ударах, не имеющих верхнего вращения, мяч при ударе толчком отлетает от ракетки с устрашающей скоростью, а в полёте снижает ее.
В последнее время некоторые спортсмены, использующие хватку «пером», несколько модернизировали этот технический приём, выполняя наряду с традиционным толчком замах сзади-справа в направлении вперёд влево. Это значительно активизировало удар толчком, придав движениям большую свободу и естественность.
© Автор: ШПРАХ Сергей Давидович. "У меня нет секретов"
|